1.Михайловское, Псковская область
В 1824 году, по решению императора Александра I, Пушкин приезжает в село Михайловское Новоржевского уезда Псковской губернии, в родовое имение своих родителей. Он поступает под надзор своего отца Сергея Львовича и настоятеля Святогорского Успенского монастыря. Причиной ссылки послужили неблагонамеренные стихи молодого поэта. Пребывание в псковской глуши было изначально мучительным опытом для Пушкина: разрыв с Петербургом, перемена образа жизни вызвали приступы уныния. Унизительным казались поэту надзор, которому он подвергался и запрет покидать Михайловское и его округу. Однако годы, проведенные им «в краю великих вдохновений» оказалось не только благотворными для творчества поэта: всю жизнь пронес Пушкин в своем сердце самую глубокую привязанность к месту своего изгнания.
Места, которым знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922 года являются заповедником «Михайловское», овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.
2.Болдино, Нижегородская область
Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение «болдинской осени».
Последний раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 года по запутанным делам имения и прожил там месяц. Но в этот раз он был настолько утомлен и истерзан душевно, что в середине октября вернулся в Петербург, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В мае 1835 года в письме к болдинскому управляющему поэт писал: «В июне думаю быть у вас». Однако намерения поэта не осуществились.
3.Государственный Музей А.С. Пушкина на Пречистенке
1 декабря 1997 года, в торжественный день открытия первой очереди музея, который стал последней акцией праздничных торжеств, посвященных 850-летию г. Москвы, и одновременно первым московским событием в преддверии юбилея А.С. Пушкина, произошло второе рождение музея.
Сегодня он обладает необходимым современному музею единым культурным пространством — крытым многофункциональным Усадебным Двором, концертным и конференц-залами, библиотекой, выставочными залами, что позволяет нам регулярно проводить не только выставки, научные конференции, но и концерты классической, джазовой и современной музыки, балы для взрослых и детей и многое другое.
4.Дом-музей Александра Сергеевича Пушкина в Кишинэу
В 2003 году дом-музей Александра Сергеевича Пушкина в Кишинэу отметил свое 55-летие и 200-летие со дня рождения великого русского поэта. По этому случаю в музее открылась выставка под названием «Не много кажется, но по немногу сокровища растут».
Научный сотрудник музея Мария Плэмэдялэ сообщила, что выставка рассказывает о жизни и деятельности Пушкина в Бессарабии. В экспозиции представлены документы, книги, предметы быта, монеты тех времен, а также произведения Пушкина, изданные при жизни поэта, копии рукописей, дубликаты книг из его библиотеки.
Дом-музей Пушкина открылся 10 февраля 1948 года в память пребывания поэта в Бессарабии в 1820-1823 годах.
5.Музей-квартира Александра Сергеевича Пушкина
Музей-квартира Александра Сергеевича Пушкина на набережной Мойки, 12 — единственный в городе мемориальный музей поэта, рассказывающий о последнем периоде его жизни и творчества. Здесь Пушкин, смертельно раненный на дуэли, скончался 29 января 1837 года, и здесь можно увидеть вещи, принадлежавшие Пушкину и его семье.
Квартира Пушкина находилась в бельэтаже. Здесь он работал над «Историей Петра Великого», закончил повесть «Капитанская дочка», написал последнее стихотворение, посвященное лицейской годовщине. Много времени Пушкин отдавал и основанному им в 1836 году журналу «Современник». 27 января 1837 года из этого дома Пушкин отправился на дуэль с Дантесом. Весть о том, что великий поэт смертельно ранен, сразу же облетела весь Петербург. К Пушкину приехали его друзья — А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, Вяземские, доктор В. И. Даль. Со всех концов столицы к дому Волконских сходились и съезжались сотни людей. На двери, ведущей в квартиру поэта, Жуковский вывешивал бюллетени, сообщавшие о состоянии здоровья раненого. 29 января (10 февраля по н. ст.) в 2 час. 45 мин. Пушкин скончался. На следующий день был открыт доступ к гробу.
В 1925 году в квартире, где жил и умер Пушкин, открылась выставка, посвященная жизни и творчеству великого русского поэта, а в 1937, к столетию со дня его гибели, был создан Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина. Во дворе — памятник поэту (1950, ск. Н. В. Дыдыкин). Дом 12 ныне целиком принадлежит музею. В 1987 году после капитального ремонта и реставрации вновь открыт Музей-квартира А. С. Пушкина.
Значительным событием в жизни музея является проведение во дворе дома 10 февраля при стечении общественности, с участием иностранных гостей, представителей творческой интеллигенции, представителей Правительства России и Администрации Санкт-Петербурга памятного собрания, посвященного гибели поэта. Ежегодно ровно в 14 часов 45 минут, в память того дня, когда перестало биться сердце Пушкина, наступает минута молчания.
26 мая (6 июня по старому стилю) в день рождения Пушкина в музее открывается и проводится фестиваль «Пушкин-Петербург», охватывая собой деятельность и других учреждений Петербурга.
Адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 12.
6. Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом)
Пушкинский Дом основан в 1905 г. как центр собирания, хранения и изучения рукописей и реликвий, относящихся к жизни и творчеству А. С. Пушкина и писателей пушкинской эпохи. Почти одновременно с формированием пушкинских коллекций в Пушкинском Доме стали сосредоточиваться и материалы по русской литературе и культуре разных исторических периодов, от древности до современности. Библиотечные, архивные и музейные собрания Пушкинского Дома за первую четверть века его истории выросли до значения базовых фондов источников по русской литературе XI—XX столетий, и в 1930 г. он был преобразован в Институт русской литературы Академии наук СССР, сохранив при этом в качестве второго названия и историческое имя.
В настоящее время Пушкинский Дом является научно-исследовательским учреждением Российской Академии наук, академическим центром изучения, издания, архивирования и музеефикации памятников русской литературы.
Пушкинский Дом создал текстологическую и историко-литературную школу, на базе которой были подготовлены и изданы академические Полные собрания сочинений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, а также такие научные издания, как «История русской литературы» (в 10-ти т., 1941—1956; в 4-х т., 1980—1983), «История русского романа» (в 2-х т., 1962), «История русской поэзии» (в 2-х т., 1968), «Лермонтовская энциклопедия» (1981), «Энциклопедия „Слова о полку Игореве”» (в 5-ти т., 1995), «История русской переводной художественной литературы» (в 2-х т., 1996), «Русские писатели. 1800—1917. Биобиблиографический словарь» (т. 1—4, 1997—2000, издание продолжается) и многие другие. В Пушкинском Доме созданы фундаментальные труды академиков Д. С. Лихачева и А. М. Панченко, посвященные русской культуре средних веков и Петровской эпохи.
Пушкинский Дом поддерживает разносторонние контакты с филологами разных стран, которые принимают участие в крупных конференциях, проводимых в институте. Труды зарубежных русистов регулярно помещаются в изданиях института. Филологи Пушкинского Дома принимают активное участие в деятельности Международного общества Ф. М. Достоевского, доктор филологических наук В. А. Туниманов является его сопредседателем. Институт проводит стажировки зарубежных ученых, готовит специалистов для стран Запада и Востока через свою аспирантуру.
Пушкинский Дом с 1958 г. издает ежеквартальный журнал «Русская литература», отражающий современное движение литературоведческой науки.
7. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Москве
Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно «второму рождению» поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.
История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.
Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю 1 о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании «народного памятника» в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.
В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился.
В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.
После сбора средств было решено объявить открытый конкурс проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину, талантливому скульптору, сыну крепостного крестьянина.
Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов. Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.
После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.
Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.
На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. «Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…» Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.
Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.